main125.jpg

Дивиденды - нормальная практика, если не создает ненужных рисков

23.12.2016

Источник: Интерфакс

РУСАЛ (MOEX: RUALR), выплатив в прошлом году первые с 2009 года дивиденды, в 2016 году вновь напомнил о себе акционерам, перечислив им в общей сложности $250 млн. Новые выплаты компания пока не комментирует - этот вопрос надо согласовать с кредиторами, хотя прогнозируемый по итогам года показатель net debt/EBITDA не выше 3,5x оставляет "РусАлу" возможность вновь проявить щедрость. Почему "РусАл" оптимистичен в столь щекотливой для кредиторов теме, какой уровень цен на алюминий компания ожидает в I квартале будущего года и сколько "РусАлу" предстоит погасить или рефинансировать в будущем году, в интервью "Интерфаксу" рассказала финансовый директор компании Александра Бурико.

- Ровно год назад вы говорили, что 2016 год будет "суровым". Каким он в итоге оказался для алюминиевой отрасли в целом и для "РусАла" в частности?

- В целом 2016 год был непростым. Особенно в первые месяцы, когда произошло резкое падение цен на алюминий, а премии опустились ниже минимальных отметок конца 2015 года. Однако нам удалось существенно сократить себестоимость. Этому способствовали несколько факторов, одним из которых стал слабый рубль в первом квартале. Позже нам удалось сдерживать себестоимость на хорошем уровне, в том числе за счет долгосрочных контрактов с поставщиками. Наши затраты в течение года, до последних месяцев, росли очень сдержанно. Поэтому мы более-менее спокойно прошли первый квартал, когда цены опускались ниже $1500 за тонну, а затем нам удалось получить дополнительную прибыль на фоне роста цен.

Это видно и по изменению наших показателей. В течение первого-третьего кварталов наблюдалась достаточно хорошая динамика по EBITDA благодаря постепенному росту цен на алюминий при устойчивом низком уровне затрат.

Но в целом год был сложнее, чем 2015-й. Это отражают и наши финансовые показатели. В 2015 году мы заработали чуть более $2 млрд по EBITDA, а по итогам девяти месяцев этого года EBITDA "РусАла" составляет чуть больше $1 млрд. Таким образом, EBITDA в 2016 году будет скромнее прошлогодней.

- Довольны ли вы темпами снижения долговой нагрузки в 2016 году?

- Мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Ранее мы заявляли, что все свободные средства стараемся направлять на погашение долга, так будет и впредь. У нас очень дисциплинированный подход к расходам и инвестпрограмме, то есть мы стараемся не позволять себе ничего лишнего; все, что могли заработать в текущем году, направили на платежи кредиторам. Да, долг не снизился так существенно, как в предыдущем году, но это связано со снижением прибыльности и падением цен на алюминий.

- Сколько "РусАлу" предстоит погасить в 2017 году?

- После нескольких досрочных погашений в этом году общий объем долга, который предстоит погасить или рефинансировать в 2017 году, снизился до $0,8 млрд. В настоящий момент мы рассматриваем привлечение новых кредитов в первую очередь с целью рефинансирования существующего долга.

- По итогам девяти месяцев коэффициент чистый долг/EBITDA был на уровне 3,5х. По вашим прогнозам, изменится ли этот показатель по итогам 2016 года?

- Я думаю, что останется примерно на том же самом уровне.

- В уходящем году "РусАл" выплатил промежуточные дивиденды. Значит, снижение долга все-таки не единственная задача?

- Акционеры ждут возврата на свои инвестиции, поэтому в принципе выплата дивидендов - это нормальная практика. Неоднократно на встрече с аналитиками мы объясняли, что с одной стороны, сумма дивидендов - $250 млн - несущественная относительно общего нашего кредитного портфеля. С другой стороны, она, на мой взгляд, поддерживает уверенность в компании потенциальных инвесторов. Поскольку компания планирует привлекать средства, в том числе используя публичные инструменты, это совершенно нормальная практика, если не наносит вред общему финансовому положению компании и не создает ненужных рисков.

- Какие ожидания на 2017 год?

- Сейчас, на мой взгляд, самое неблагодарное время для прогнозов. Суперактивный рост на сырьевых рынках последовал за неожиданным результатом выборов в США. Как долго он продлится, обусловлен ли он также какими-то фундаментальными изменениями, будет ясно ближе к середине 2017 года. Сейчас достаточно сложно сказать точно, удержатся ли цены на алюминий на данном уровне, будут расти дальше или вернутся к среднему уровню, который мы видели в 2016 году. С уверенностью могу заявить, что на рынке алюминия сохранится дефицит в 2017 году. Мы видим, что в Китае происходит сокращение мощностей, обсуждаются экологические вопросы. Это говорит о том, что маржинальность для нас будет на хорошем уровне. "РусАл" находится в первом квартиле по себестоимости. Мы предполагаем, что в следующем году нам удастся сохранить эти позиции. И, даже если сырьевые рынки не продолжат текущий повышательный тренд, мы, сэкономив на сырье, сможем сохранить хорошую маржу.

- Если прогнозировать цену на алюминий на весь год рискованно, то что вы ожидаете от первого квартала?

- Цены меняются на $50 в обе стороны в течение недели. Сейчас мы видим уровень цены около $1750 за тонну. Наверное, справедливо будет говорить, что цена не уйдет ниже $1700 в ближайшие месяцы. Премии останутся на текущих уровнях - $60-80.

Поэтому наш прямой интерес в наращивании доли продукции с добавленной стоимостью. Мы увеличили эту долю в 2016 году до уверенных 45%. В следующем году "РусАл" планирует выйти на 50%. У нас запускаются два крупных проекта на Хакасском и Красноярском алюминиевых заводах. Благодаря этим проектам, мы повысим долю продукции с добавленной стоимостью.

В Красноярске мы реализуем проект по выпуску цилиндров большого диаметра. Изначально проект был рассчитан на американский рынок, но сейчас мы видим, что в них заинтересованы также Европа и Азия. Проект рассчитан на 120 тыс. тонн, запуск ожидается в середине 2017 года, а инвестиции составят порядка $35 млн

В Хакасии инвестпроект связан с выпуском литейных сплавов. Основной рынок сбыта - автомобильная промышленность. Автомобильный рынок сейчас является основным драйвером роста потребления алюминия. В частности, это сплавы, которые будут использоваться для колесных дисков, кузова, деталей двигателя. Во всех областях автомобильной отрасли литейные сплавы востребованы.

- Какие еще инвестпроекты запланированы на 2017 год?

- Завершается проект по строительству прокалочного комплекса на Иркутском алюминиевом заводе. Это крупный проект с вложенными инвестициями порядка $20 млн. Этот комплекс позволит "РусАлу" обеспечить себя прокаленным коксом, снизить объем закупок этого продукта в Китае. Если сырого кокса в России в избытке, то прокаленный - в дефиците. Сейчас мы вынуждены из-за недостатка прокалочных мощностей часть объемов импортировать.

На следующий год один из основных наших проектов - это строительство бокситового рудника на месторождении Диан-Диан. 2017 год станет ключевым этапом в его строительстве и связанной с ним инфраструктуры (автомобильной и железной дорог). По показателям весь проект обойдется примерно в $200 млн, из которых существенная доля будет вложена в следующем году. На первом этапе реализации проекта добыча боксита будет на уровне 3 млн тонн.

Также в следующем году запланирована ключевая фаза по строительству анодного производства в Волгограде, где будет производиться чуть более 100 тыс. тонн анодов. Это также сократит, хотя и не полностью, нашу потребность в закупках в Китае.

Еще один важный проект, связанный с анодами - это строительство первого этапа Тайшетской анодной фабрики. Сейчас этот проект находится на стадии подготовительных работ и контрактации основного оборудования. Общий объем инвестиций в первый этап проекта - порядка $150 млн.

- Какова актуальная информация по еще одному проекту "РусАла" в Тайшете - алюминиевому заводу?

- Мы очень хотим приступить к завершению строительства, потому что завод находится в высокой степени строительной готовности. В настоящее время ведем активные переговоры с "РусГидро" (MOEX: HYDR) по их возможному участию в формате совместного предприятия. Так как "РусГидро" является одним из крупнейших генераторов, соответственно, они заинтересованы в дополнительном энергопотреблении, а Тайшетский алюминиевый завод, безусловно, это обеспечит. Решение будет, наверно, ближе к концу первого квартала.

- По-прежнему ли действует формула, что если "РусАл" примет положительное решение относительно завершения строительства Тайшета, то это исключает вторую очередь Богучанского завода?

- Мы изучаем строительство второй очереди Богучанского завода и завершение строительства Тайшета одновременно. В принципе, оба проекта имеют свои плюсы, но другой вопрос, насколько целесообразно браться за два проекта одновременно. Какая-то очерёдность должна быть. Сейчас оба проекта активно обсуждаются, и я бы не стала делать сейчас какие-то выводы относительно их будущего.

- Сколько "РусАл" планирует в следующем году направить на capex? Сохранится ли он на традиционных уровнях - $500-600 млн? Учитываются ли в капзатратах на 2017 год средства для возможного строительства второй очереди БоАЗа или завершения Тайшета?

- По предварительным оценкам, capex ожидается по верхней границе уровня предыдущих лет.

Если будет принято решение о строительстве того или иного завода, то это будет с высокой долей вероятности СП, которое будет реализовываться за счет проектного финансирования. В первую очередь, как источник финансирования мы будем рассматривать российские банки.

- В конце года формируется бюджет на следующий. Какой курс доллара "РусАл" закладывает на 2017 год?

- Поскольку наш бюджет сформирован, исходя из консервативных прогнозов цен на алюминий ($1650-1700 за тонну), то на рубль смотрим в коридоре 60-65 руб./$. Мы считаем, что если сырьевые рынки продолжат свой повышательной тренд, рубль будет укрепляться, то одновременно с этим будет расти и цена на алюминий.

- Насколько сильное влияние оказывал валютный фактор на себестоимость производства и снижение издержек? По-прежнему ли слабый рубль помогает "РусАлу" или же за счет ряда издержек (транспортных, энергетических и пр.) эффект от девальвации минимальный?

- Когда девальвация произошла, безусловно, мы обсуждали ее эффект. В момент девальвации рубля есть единовременная, существенная экономия для всех компаний, у которых основная часть затрат рублевая, в отличие от других глобальных компаний на мировой арене. Потом, безусловно, инфляция начинает нивелировать этот эффект. Наверно, правильно будет сказать, что в 2016 году положительный эффект оставался, а в 2017 он существенно уменьшится - тарифы по ж/д перевозкам, по оплате электроэнергии существенно растут. При этом мы не ожидаем существенных колебаний на валютном рынке в следующем году, поэтому думаем, что себестоимость в этом плане будет стабильной. 


Возврат к списку

АКТУАЛЬНО

НОВОСТИ

11.05.2017

12 проектов из Иркутской области получат грантовую поддержку РУСАЛа

В начале мая стали известны проекты-победители социальной программы «Территория РУСАЛа».  Экспертное жюри и жители городов поддержали 108 инициатив, на реализацию которых компания в 2017 году направит 49 млн рублей. При этом 12 проектов будут реализованы в Иркутской области.

13.03.2017

Голосуй за тайшетские проекты или проиграешь!

Конкурс проектов социальной программы «Территория РУСАЛа» выходит на этап подведения итогов. Этот процесс пройдет в несколько стадий и первой из них станет онлайн-голосование, которое продлится до 17 марта по адресу grants.fcsp.ru. Лучшие инициативы получат от РУСАЛа финансовую поддержку на реализацию проектов в размере от 50 тысяч до 5 млн рублей.

Архив новостей

В фокусе

В фокусе

РУСАЛ продолжает в Тайшете программу «Территория РУСАЛа». В настоящее время реализуется 5 проектов на общую сумму около 2 млн рублей.

РУСАЛ ФестивAL #Кино в Тайшете

РУСАЛ ФестивAL #Кино в Тайшете

В Тайшете состоялся РУСАЛ ФестивAL #Кино. Гостями праздника стали более 1,5 тысячи человек. Предлагаем Вам посмотреть фотоотчет с мероприятия.

Программа «Помогать просто» приходит в Тайшет

Программа «Помогать просто» приходит в Тайшет

РУСАЛ подвел итоги грантовой программы «Помогать просто». Одним из победителей стал проект в Тайшетском районе.